Автор текста – Олег Платонов, студент факультета журналистики ССПГУ.
В год проведения Чемпионата мира по футболу мы много говорили о Самаре футбольной, отодвинув на задние планы другие виды спорта. Между тем, 2018 год войдет в историю города как год празднования 110-летия с момента зарождения спорта в Самаре и, что не менее важно, спорта парусного.
Первый городской яхт-клуб, учрежденный в 1908 году, послужил импульсом для развития культурной и спортивной жизни губернской столицы. Теперь, спустя 110 лет, хочется вспомнить, с чего всё начиналось. О значении яхтинга в жизни Самары, его достижениях и проблемах рассказывает заслуженный мастер спорта по парусу, известный самарский яхтсмен, соучредителей ООО «Яхт-клуб «Волга» Евгений Иванович Татаренко.
– Евгений Иванович, в чем уникальность парусного спорта?
– Парусный спорт уникален тем, что им могут заниматься люди с 8 лет и даже за шестьдесят. Я знал одного человека, который по профессии был летчик и который участвовал в гонках даже в восьмидесятилетнем возрасте.
Парусный спорт – это борьба со стихией. Чтобы ходить под парусом, нужно обладать определенными знаниями по метеорологии, географии и прочим дисциплинам, понимать природу. Занятие парусом требует хорошей физической подготовки. Шторм, непогода, а ты должен обуздать ветер, направить его в нужное русло. При этом работают все группы мышц. Человек испытывает колоссальную физическую и умственную нагрузки.
– Какое значение имеет парусный спорт для Самары? Нужен ли он городу?
– Чтобы понять это, надо обратиться к истории. В 1908 году (110 лет назад) группа инициативных граждан образовала в Самаре городской яхт-клуб. Это был третий по счету яхт-клуб в России (похожие были только в Питере и Саратове) со своими традициями, уставом, флагом, формой одежды. На базе него стали развиваться различный виды спорта, и не только парусный, но и футбол, лыжи, конькобежный спорт, теннис. Городской яхт-клуб стал культурным центром, что отразилось на развитии города и Самарской губернии. То есть городской яхт-клуб стал отправной точкой для образования различных видов спорта.
– В какой период времени парусный спорт был наиболее популярен?
– Расцвет самарского яхтинга приходится на 1970-1980-ые годы. Тогда парусный спорт в СССР носил массовый характер. В Куйбышеве занималось около 500-700 человек разных возрастов, был колоссальный флот – на старт выходило по 50-100 лодок. Представьте 100 парусов в акватории! Сейчас такого не увидишь.
– В чем причина?
– Раньше при каждом крупном заводе или организации был свой яхт-клуб. Например, у завода им. Масленикова, у Аэрокосмического университета были не только свои клубы, но и тренеры, финансирование, благодаря которому закупались яхты и выплачивалась зарплаты тренерам. Обновлялась материальная база, поэтому занималось много детей и молодежи. Я сам занимался в яхт-клубе «Аист» Куйбышевского авиационного института. Потом, когда заводы стали частными, всё это пропало, остался один яхт-клуб «Волга», который еще как-то функционирует.
– Все знают, что у нас Самара – космическая. А как сделать так, чтоб на таком же высоком уровне держался и парусный спорт, чтоб он мог стать визитной карточкой Самары?
– Мы сейчас продвигаем идею возрождения городского яхт-клуба. Он, безусловно, нужен, потому что Самара – один из самых красивых городов Среднего Поволжья. Наш город статусный, но в нем нет статусного яхт-клуба. Жизнь сейчас подорожала, не у каждого есть материальные возможности заниматься парусом. Хотя желающих, как среди взрослых, так и среди детей, очень много.
Помогать развитию этого вида спорта прежде всего должны местные органы власти. Должна быть воля. Если будет воля у руководства города, у чиновников – сделать Самару центром парусного спорта, то всё сделают. Парус можно возродить и довести до уровня 1970-1980-х годов при наличии желания местных спортивных властей.
– Каким вы видите новый городской яхт-клуб?
– Яхт-клуб, о котором мечтают самарские яхтсмены, должен стать удобной тренировочной базой, но, самое главное, он должен быть доступным для горожан, чтоб люди могли укреплять здоровье, заниматься любимым увлечением, наблюдать за соревнованиями и участвовать в них. Чтоб в парусный спорт приходило больше детей и молодежи, чтобы на Волге приумножился парусный флот.