Автор текста – Влад Исаев (студент факультета журналистики СГСПУ)
Для самарского яхтсмена Сергея Степанова этот год стал ключевым в его спортивной карьере – в августе Министерство спорта Самарской области присвоило ему звание мастера спорт по парусу. К этому событию Сергей шел не один год – за плечами многолетний «стаж» спортсмена: упорные тренировки, соревнования, ежегодные выступления на регатах регионального и всероссийских уровней, активное участие в жизни парусного сообщества Самары. В 2014 году выступал в Чемпионате Мира «Финн Мастерс» в Сопоте. В 2016 году Сергей завоевал «бронзу» на Кубке России, заняв 3 место. Экипаж «Мечты», капитаном которого он является, трижды побеждал на Всероссийском фестивале-регате памяти Владимира Высоцкого. С чего начинался путь яхтсмена? Кто был наставником? И почему «Мечта» — это мечта? – обо все об этом в интервью с Сергеем Степановым.
— Сергей, ваша яхта, на которой вы участвуете в соревнованиях, носит название «Мечта». Почему?
— Другие варианты просто не подходили. Мне сразу захотелось дать такое названии. Я предложил своему другу Андрею (яхта наша с ним общая), он сразу же согласился. Это было 9 лет назад назад. У каждого человека должна быть мечта.
— Как вы попали в парусный спорт? С чего всё началось?
— Чисто случайно, но на всю жизнь. Всё началось после того, как к нам в школу (это был 1984 год) пришёл молодой яхтсмен Владимир Викторович Крымкин, он рассказал нам о яхтинге и предложил заняться парусом. На первом занятии собралось очень много ребят. Но в итоге осталось только два человека из моего класса, включая меня. В общем, Владимир Крымкин стал впоследствии моим первым тренером (к сожалению, в 2017 году его не стало).
— Получается, что вы занимаетесь парусным спортом со школьной скамьи. Как проходили тренировки в ваши школьные годы? Сейчас, например, я вижу детей на маленьких яхтах – швертботах.
— Парусом я занимаюсь с 10 лет. Когда пришёл в секцию, начал с самого малого — с «Оптимиста». Параллельно гонялся матросом на «Кадете», это двойка. «Оптимист» – яхта-одиночка. У меня неплохо получалось на «Оптимисте», на нем я выиграл много разных городских соревнований. Первые свои шаги в парусе, как я уже говорил, делал под руководством Владимира Крымкина.
В 1986 году меня заметил тренер Школы высшего спортивного мастерства Борис Владимирович Кузьминов, он позвал меня на яхту олимпийского класса «470» (швертбот-двойку) в качестве рулевого. Я выступал на ней в соревнованиях вплоть до 1991 года. За это время выиграл Первенство Россовета профсоюзов, участвовал в Первенствах СССР. Входил в состав молодёжной сборной СССР.
Тренировки тогда проводились так же, как и сейчас — в акватории Грязного затона в я/к «Волга». Летом – на воде, зимой – в спортзале, бассейне. Теория и занятия с материальной частью. Ремонт яхт.
— Расскажите о своем друге Андрее – он тоже с детства занимается парусным спортом?
— Да. Он тоже с детства в парусе, но воспитанник яхт-клуба «Аист» Куйбышевского авиационного института. Мы познакомились с ним на соревнованиях. С тех пор дружим и работаем вместе. Даже наши жёны — подружки по жизни оказались.
— Самая первая победа в соревнованиях – что это такое? Что Вы чувствовали, когда впервые заняли первое место?
— О! Надо вспомнить. Скорее всего, это было в 1985 году на «Оптимисте» (мне тогда 12 лет). Точного названия соревнований не помню… Но это была большая радость от ощущения своих сил и возможностей в спорте, от того, что можно добиваться большего.
— А была ли такая победа, когда приходилось «рвать и метать»? То есть вроде отстаешь, но на последних парах побеждаешь?
— Конечно, было. Два года назад. На регате Высоцкого в Самаре. На первый знак вышли с отставанием, но за счёт грамотного использования фордевинда смогли обойти соперника и прийти на финиш первыми. Это на крейсерских соревнованиях было. А вот когда гоняешься на «Фине», то практически всегда приходится выкладываться по полной.
— А были ли такие моменты, когда хотелось бросить этот спорт?
— Всегда бывают моменты, когда устаёшь от чего-либо. Надо просто на время оставить это дело, а позже взяться с новыми силами за работу.
— Кем вы работаете? И не мешал ли спорт вашей профессиональной деятельности?
— Мы с другом Андреем вместе уже лет 20 занимаемся переработкой древесины. Благодаря только этой работе и получается до сих пор оставаться в строю и участвовать в разных соревнованиях, поскольку без материальных возможностей, которые дает работа, обеспечить матчасть невозможно.
Опубликовано Валерией Исаенко Четверг, 25 августа 2016 г.
— Вы недавно получили звание мастера спорта. Это то, к чему Вы стремились, или направление компаса ещё осталось на отметке «север»? Какие новые цели, задачи ставите перед собой?
— Верно! Мастер спорта — это была моя мечта! С 2012 года я начал гоняться на яхте олимпийского класса «Финн». Это очень серьёзный спортивный снаряд для настоящих мужчин. С 1952 года он всё ещё в олимпийской программе. И вот то, что не получилось у меня в детстве, я решил восполнить сейчас. Четыре года соревнований не прошли даром. В 2016 году по итогам Кубка России я занял 3 место. Это и позволило мне выполнить норматив Мастера Спорта. А Кубок России — это 10 этапов соревнований в разных городах страны. Самый дальний проходил в Красноярске. Чтоб до него добраться, надо было проехать 3.5 тысячи километров. Я долго думал — ехать или не ехать. Если бы я не поехал, то шанс занять 3 место упустил. Пришлось ехать на своей машине с прицепом и яхтой. В итоге, в Красноярске я занял 1 место и заработал необходимые баллы. А цели и задачи на будущее, конечно же, есть, но о них я пока не скажу! А то не сбудутся! Пока всё!
Опубликовано Валерией Исаенко Четверг, 25 августа 2016 г.
— Почему экипаж «Мечты» не участвовал в Чемпионате Самарской области по парусу, проходившем 18 августа в Самаре?
— Для нашей яхты в Самаре, к сожалению, на сегодня нет соперников. Раньше в нашей группе было 4 лодки. Сейчас остались только мы. Кто-то продал свою лодку, у кого-то забрали за долги и тоже потом продали, кто-то уехал в Тольятти и теперь держит яхту там. Гоняться же с более быстрыми, как и с более медленными, — не резон! В Самаре, как и в других городах области существует проблема нехватки крейсерского флота. Очень хотелось бы, чтоб яхтинг в стране развивался, появлялись новые, современные яхты, и чтоб у людей была возможность на них выступать в гонках.
— Спасибо вам, Сергей, за интересное интервью. Желаем вам и экипажу «Мечта» новых успехов!